Человек, изменивший латунь до неузнаваемости, – это голландец Лекс Потт (Lex Pott). Его, так сказать, политика – очень важный тренд в современном дизайне: он предпочитает материалы «без макияжа», голые, неприкрытые, незащищенные от действия времени и подвергающиеся естественному старению. Ремарка в сторону: именно таких исследователей-философов выпускает академия в Эйндховене, кроме Лекса Потта сразу вспоминаются Мартин Баас, обугливающий мебель, и Марчин Русак, создающий саморазрушающиеся вазы из шеллака, воска, сухих цветов и муки. Но Лекс рассказывает не про смерть, а про первозданную красоту: «Когда вы только добываете медь, она зеленого цвета, железо – коричневато-оранжевое. Это их естественные цвета. А те, что мы знаем, – цвета искусственные. Мне интересно естественное состояние металлов, соприкасающихся с землей, водой и воздухом. Я подбираю реактивы, экспериментирую, окисляю, держу металл в соляных ваннах, обрабатываю купоросом, аммиаком и газами, я пытаюсь сымитировать природные условия, и каждый раз получаю разный результат, поскольку условия в природе тоже разные». В 2010-м Лекс Потт представил на одной из дизайнерских выставок простые металлические панели, на которых показал цвет чистого металла и окисленного. Проект назывался True Colours.
Лекс Потт — это исследователь, который проводит настоящие химические эксперименты с металлами, разбираясь в их природных свойствах и цветовых характеристиках. Его работа напоминает путешествие во времени, возвращаясь к первозданным краскам металлов, какими они были до вмешательства человека.
Его политика в дизайне, так сказать, «без макияжа», открывает перед нами материалы в их натуральной, необработанной красе. Он не прячет их от действия времени, наоборот, подвергает их естественному старению, создавая уникальные и неповторимые произведения искусства.
Такие философские исследования и подход к дизайну напоминают нам о других художниках и дизайнерах, таких как Мартин Баас и Марчин Русак. Мартин Баас обугливает мебель, придают ей патину времени, а Марчин Русак создает вазы, которые саморазрушаются, оставляя следы времени и природы на своей поверхности.
Лекс Потт не говорит о смерти, его интересует первозданная красота материалов, и он стремится воссоздать их естественные состояния. Его эксперименты с металлами, оксидация, обработка соляными ваннами, купоросом, аммиаком и газами, — всё это призвано симулировать природные условия, подвергаясь которым, металлы приобретают свои уникальные цвета и текстуры.
Проект «True Colours«, представленный Лексом Поттом в 2010 году, это не просто выставка металлических панелей, это исследование и демонстрация разницы между цветом чистого металла и окисленного. Этот проект призывает нас взглянуть на металлы с новой стороны, оценить их красоту и уникальность в естественных условиях, таких, как земля, вода и воздух.